Возможно ли в течение трех месяцев управлять сетью из двухсот точек питания без мобильного телефона, заменят ли роботы поваров и может ли современный ресторан обойтись без wi-fi?
Как еще управлять 200 ресторанами, если не через телефон или компьютер?
Аркадий Анатольевич, как вы думаете, насколько совместимы такое совершенно традиционное занятие, как приготовление пищи, и новые технологии?
Я считаю себя человеком старой формации. Еще лет 10 назад, а может быть, даже меньше, я не думал, что
когда-нибудь новые
технологии мне пригодятся для работы. Я все-таки повар, для меня самое главное – это нож, вилка, ложка,
плита. Для чего
здесь нужны новые технологии? Но чем дальше все это заходило и чем дальше новые технологии
совершенствовались, тем больше
я понимал, что, вообще-то, они необходимы.
Первое, с чего мы начали, – всевозможные программы для учета движения продукции в точке питания, будь то
ресторан, кафе
или фабрика-кухня. Там компьютеризировано все, и когда блюдо подается гостю на стол, то фактически оно сразу
в соответствии
с программой списывается с учета со склада. Мы видим движение каждого продукта. Второе, мы открыли несколько
сетей быстрого
питания, где гости могут онлайн сделать заказ той или иной продукции. Третье – это доставка. У нас есть и
своя маленькая
компания доставки, плюс мы пользуемся услугами сторонних компаний. И одна из важных составляющих для меня –
продвижение
самого продукта. Раньше можно было повесить растяжку на дороге, плакат, вывеску на ресторане… Сейчас это
соцсети. Я не
пользуюсь Facebook, зато у меня есть довольно популярная страничка в Instagram. Сейчас я уже набрал порядка
400 тыс.
подписчиков. И мне нужно для того, чтобы популяризировать или попытаться раскрутить ресторан, выкладывать
какое-то количество
фотографий и рассказывать о ресторане. В общем-то, это очень быстро помогает дать информацию в массы о том,
что открылось,
что в итоге мы делаем.
Скажите, насколько вероятно через какое-то время появление робота, который заменит шеф-повара или повара?
Буквально накануне мне захотелось посмотреть, как готовят лапшу соба из гречневой муки. Я начал больше изучать эту тему и посмотрел несколько видео мастеров, достаточно взрослых людей, которые специализируются на приготовлении соба вручную. Для меня это была какая-то магия, гипноз… Что такое приготовление лапши? Это ну мука, ну вода, ну скалка, ну тесто, ну нож какой-то специальный – но это так красиво!
Думаю, никогда никакая машина не заменит человеческие руки, не передаст это тепло, эту энергию человеческой души.
Мне кажется, когда готовит человек, он вкладывает в еду какую-то свою энергию, свой вкус, свою душу. Это мое
представление.
Но опять-таки я человек старой формации, я привык работать с ножом и вилкой. Все меняется. Может быть,
когда-нибудь изобретут
такого робота, такой механизм, который делает лучше, чем человек.
Хотя я ем чипсы из пакета иногда. И я люблю какие-то баночки, которые произвели, естественно, на
заводе. Но все-равно
есть вещи… Вы же помните, как готовила ваша мама? Или как готовит жена? Это же невозможно заменить.
Сейчас появился тренд: люди все меньше тратят времени на приготовление еды и готовы покупать блюда на заказ. Может ли наступить время, когда люди практически перестанут готовить дома?
В массе Novikov Group все-таки обычные рестораны. Соответственно, мы ратуем за то, чтобы к нам приходили
гости и ели непосредственно
там. Но у нас есть и сегменты быстрого питания, и такого питания fast casual, где, естественно, без доставки
ничего невозможно
делать.
Все-таки должен быть правильный баланс, без баланса жить невозможно. Быстрая еда и доставка в России
(надо делить по
странам) в основном востребована для молодежи. В Европе и в других странах доставкой пользуется население
разного возраста.
В России – пока молодежь. Но я бы не хотел, чтобы мы переходили только на быстрое питание и на эту скорость.
Надо иногда
остановиться, прийти, что-нибудь вкусно поесть, посидеть, заказать, открыть бутылочку вина или просто выпить
воду, съесть
вкусное блюдо, поговорить с официантом, просто расслабиться. Скорость нужна, но не всегда.
Насколько вы интересуетесь свежими гаджетами и технологическими новинками?
Я, конечно, слежу за тем, что происходит на рынке. К радости или к сожалению, пользуюсь iPhone. Месяца три назад уже вышел iPhone 10, но я старый на него не поменял, хотя новый купил – и он дома валяется. Вот компьютер у меня уже больше года. Гаджеты, с одной стороны, нужны и важны, но, если честно, не хочется быть в зависимости от них. Жизнь прекрасна, посмотрите по сторонам. Красивые деревья, солнце светит, снег, люди... Не надо уходить в социальные сети, смартфоны, компьютеры. Мне кажется, общаться надо. Ходить в театры, в кино. Не погружаться в эти маленькие коробочки.
Современный предприниматель – это человек, который сидит в автомобиле или самолете и управляет бизнесом дистанционно, через смартфон. В этом смысле вы принимаете технический прогресс или сопротивляетесь ему?
С одной стороны, сопротивляюсь, а с другой – пользуюсь, потому что частично управление все равно проходит через телефон. Все возможные отчеты, все возможные отзывы клиентов через соцсети, указы, приказы, общение с различными директорами...
У нас в компании работают порядка 12 тыс. человек, а общее количество точек около 200. Объехать все невозможно. Как еще управлять, если на через телефон или компьютер?
Сейчас представить себе хороший ресторан без доступного wi-fi достаточно сложно. Как вы уловили этот тренд и когда начали оборудовать точки wi-fi?
Никак я этого не почувствовал. А что чувствовать, если клиенты сами говорят: я к тебе не приду, если нет
wi-fi. Вот и все.
У нас просто выхода не было. Начали мы этим заниматься лет семь назад, а может быть, больше. В каждом
ресторане есть
wi-fi. Периодически технология улучшается, и мы меняем провайдеров. И законы меняются: надо регистрацию
делать. Мы пытаемся
это совершенствовать: пытаемся сделать так, чтобы услуга была дешевая или бесплатная и очень быстрая.
Естественно, мы
следим за этим.
Надо делить по уровням ресторана. Если ресторан high-класса, то не нужен ни wi-fi, ни телефон. Там надо
расслабиться
и получать удовольствие от еды, сосредоточиться на еде. Соответственно, если это ресторан быстрого питания,
в промежутках
между работой, это, наверное, нужно. Вот мы сейчас сидим, мы отключили наши смартфоны: они нам мешают. В
идеале то же
нужно сделать, когда ты ешь. Надо все-таки есть и смотреть не в телефон, который у тебя в руке, а на булку,
которую ты
ешь, на бутерброд, на кусок мяса, на кусок рыбы, на салат. Работа должна быть работой, а еда должна быть
едой. Это мое
представление. Долой wi-fi! (Вырежете потом.)
Вы можете вспомнить, какой у вас был первый мобильный телефон? Какая была мотивация воспользоваться сотовой связью?
Я прошел всевозможную «новую русскость». Когда у всех были мобильные телефоны, и у меня тоже был мобильный
телефон. Такая
здоровая «дура», извините. Она открывалась, была с антенной. Но это были все-таки больше «понты»: связь-то
тогда была
не очень хорошая. Но сейчас, конечно, без мобильной связи нельзя. Если по какой-то причине не работает
телефон, то ты
понимаешь, что ты без рук.
Но, что здорово, я застал то время, когда не было мобильных и когда мы общались просто по городскому
телефону, и все
было нормально. Интересно, что лет восемь назад был момент, когда я месяца три ходил вообще без телефона. Я
просто решил
его отключить. Я получал огромное удовольствие и кайфовал. Когда-нибудь я так опять сделаю. Эта маленькая
штуковина должна
нам помогать, а мы часто становимся зависимыми от нее и без нее никуда. Наверно, надо иногда все-таки просто
жить. Жить
– не работать, не общаться. Мои дети, может быть, по-другому думают.