Как технологии изменили самую консервативную область медицины, возможно ли сейчас дистанционное ведение беременности и что это за маленькая коробочка, которая в 90-е спасла жизни тысячам пациентов?
Дистанционная медицина стала для нас палочкой-выручалочкой.
Марк Аркадьевич, можно ли сейчас, исходя из нынешней ситуации, представить себе постоянный дистанционный контроль за состоянием матери, за беременностью, чтобы женщина приходила на осмотр только тогда, когда это необходимо?
У нас, врачей, занимающихся беременностью, очень сложная ситуация. Если сравнивать нашу работу
акушера-гинеколога с работой
педиатра-неонатолога, у нас просто катастрофа. Педиатр-неонатолог видит ребенка, может по его крику и
гримасе, по цвету
кожных покровов, по рефлексам определить, как он себя чувствует, болеет или нет, как проходит терапия. А
представляете,
как тяжело нам? Ведь нашим лечащимся является плод: мы не можем его определить, не можем пропальпировать, не
видим цвета
кожных покровов, его реакции на боль – больно ему в этот момент или нет. Это значительно осложняет задачу.
Плюс еще сегодняшняя транспортная ситуация очень влияет на беременную. Не могу же я пациентке каждый
день или даже через
день говорить: «Приезжайте, я все-таки должен убедиться, что ваш плод хорошо себя чувствует». Либо мы
потеряем всех пациентов,
они перейдут к нормальным врачам, либо мы должны это понимать и каким-то образом чередовать риски и
достоверную информацию.
Здесь палочкой-выручалочкой является дистанционная медицина. Мы еще лет 9-10 назад стали использовать
дистанционную кардиотокографию,
кардиомониторирование плода. Мы выдаем пациенткам специальные гаджеты. Первые гаджеты (которые мы делали в
Израиле) весили
300-400 г и были где-то 10х10 см. Наши пациенты модифицировали их: стали фотографировать экраны, не
подключая к интернету,
и отправлять нам по WhatsApp основную кривую, которую мы расшифровывали. Так неожиданно наш дежурный врач
стал дежурным
администратором. А сейчас мы используем новые гаджеты: их делают в Китае, они весят всего несколько граммов,
маленькие,
фиксируются на передней брюшной стенке, и мы получаем четкие сигналы.
Появилось новое поколение устройств, когда к обычному смартфону подключается ультразвуковой датчик,
скачиваются программы.
Доктор может с этим приехать на дом или пациентка может поставить ультразвуковой датчик и получить картинку
ультразвука,
и я ее увижу у себя в кабинете. Вот те небольшие примеры дистанционного лечения, которое уже широко
используется. У нас
сейчас одновременно мониторятся на дому примерно 250 наших пациентов, мы все видим и понимаем, что с ними
происходит.
Клиники сети «Мать и дитя» расположены в разных российских регионах, не только в Москве. Помогают ли телеком-технологии управлять этим большим хозяйством, этим бизнесом?
Конечно. Возьмем простой вариант. Это диагностический. Мы проводим ультразвуковую или МРТ-диагностику. У нас
есть руководитель
всего направления службы, который получает большинство сигналов, которые ему приходят по различным каналам
коммуникации.
Он все расшифровывает и ставит вторую подпись. Сейчас он помогает коллегам в Новосибирске и Уфе и будет то
же самое делать
в Тюмени и Самаре, где мы строимся.
Следующий этап – это интегрировать умную операционную. Что значит умная операционная? Сейчас в основном
идут малоинвазивные
высокотехнологичные операции, когда мы камеру погружаем в брюшную полость с помощью лапароскопа и делаем
операцию. И
эту картинку мы видим у себя здесь.
Операция идет в Уфе, или в Новосибирске, или в Самаре будет – мы ее видим у себя.
Более опытные хирурги видят границу разреза, когда надо четко (например, при эндометриозе) видеть границу,
четко понимать
место преломления хирургической деятельности, где должен произойти разрез в ткани, не оставляя
патологического процесса
в организме пациента, при этом не лишая его функций определенных органов. И мы прямо проводим у себя на
мониторе черту,
хирург видит у себя, и по этому маркеру идет операция. Вот одни из немногих примеров.
Я уже не говорю о дистанционном получении анализов, когда анализ делается в одном месте, передается по
средствам коммуникации,
не теряется время, и врачи могут значительно быстрее приступать к различным видам лечения.
По сути дела, мы уже перешли к теме телемедицины. Каково ваше отношение к этому направлению?
Очень положительное. И сегодня это слово – «телемедицина» – стало очень модным.
Мне, для того чтобы поставить диагноз, видеть лицо пациента не обязательно, мне как врачу.
Я очень много сейчас дистанционно консультирую, ко мне обращаются из-за границы, я вхожу в определенную
группу специалистов
по проблеме, которой я занимаюсь, – врастанию плаценты в рубец на матке после кесарева сечения. То есть мне
присылается,
допустим, код операции, данные обследования, лабораторные данные, я делаю свой прогноз, говорю, что мы
считаем, что здесь
такой-то диагноз и такая-то тактика лечения, и отправляем. И мне для этого не нужно видеть пациента.
Иногда я консультирую, знаете, как по-настоящему. Я сижу у монитора. У меня в этот момент ощущение, что
не мне показывают
пациента, а меня - пациенту, чтобы он был уверен, что на самом деле Марк Аркадьевич консультирует. Я говорю:
«Здравствуйте».
Для меня совершенно не играет роли внешний вид, я не могу даже оценить внешность, оно мне и не нужно, потому
что у меня
есть анализы гемоглобина. Но если это требуется моим коллегам, то я озвучиваю диагноз и тактику, которая, я
считаю, необходима
пациенту. Но больше я это делаю заочно. Где-то 30% - очно, где-то 70% - заочно, по данным.
Как вам кажется, по уровню развития и внедрения новейших технологий Россия в числе отстающих или передовиков? С одной стороны, если мы посмотрим на цифры, уровень проникновения интернета в Россию один из самых высоких. А что происходит в вашей сфере?
Мы абсолютно не отстающие. Все технологические методики есть у нас. Но вот что, например, меня расстраивает в этом: да, все это делается, но на зарубежном оборудовании. Нашего оборудования практически нет. И сегодня то, что я считаю одним из важных моментов, — это локализация производства. Как только начнется локализация производства, появятся площадки, на которых можно создавать подобную технику, к нам придут инженеры, мы будем делиться мыслями. Нам необходима серьезная технологическая и техническая поддержка КБ и инженерных групп, тогда мы уйдем вперед. Если бы была такая возможность, мы бы фонтанировали идеями. А сегодня мы работаем очень часто в интегрируемых операционных зарубежного производства, то же самое – с ультразвуковыми аппаратами с хорошим разрешением. Хотя вместе с тем у нас появились и современные операционные столы, и какие-то вещи революционные. Особенно автоматы лабораторные, которые мы используем. В это нужно обязательно стараться вкладываться, локализовать в нашей стране.
Основатель Alibaba Group Джек Ма как-то сказал: "Если вы спросите, почему мы сейчас успешны, эффективны, то
это потому, что
10 лет назад мы очень хорошо понимали, во что вкладываться и что мы будем делать. Если вы спросите сейчас,
продолжаем
ли мы ехать на тех же идеях, - нет, мы уже думаем о том, что будет через 10-15 лет".
С одной стороны, медицина - позволю себе так оценить - довольно консервативная область, это здоровье
человека. Но если
заглянуть на 5-10 лет вперед, то все-таки эти новые технологии еще могут изменить лицо медицины?
Я уверен, что так и произойдет: влияние общего научно-технического прогресса будет колоссальным. Здесь должно быть большое изменение нашей ментальности в связи с новыми технологиями. Все это приведет к изменению медицины. В первую очередь уже наметились очень большие изменения в персонифицированной превентивной медицине, которые повлияют на диагностику на ранней стадии заболевания и при этом изменят характер лечения, и совершенно будет другое лицо у реабилитационной медицины. Это будет абсолютно точно.
Марк Аркадьевич, вы можете вспомнить, с чего начиналось использование технологий в частной телеком-индустрии, когда вы обзавелись первым телефоном? Сейчас невозможно себе представить жизнь без смартфона. Когда он у вас появился и каким был?
Мой первый мобильный телефон появился в 1994–1995 году, наверное. У него была крышка, он был увесистый. Но такой был… поражал. Но если честно говорить, то у меня сначала появился пейджер. Все ходили с пейджерами, и у меня был пейджер. И мне приходили вызовы, когда в больнице возникали серьезные осложнения. Пейджеры имели заведующие отделением, главные врачи.
Я уверен, что в те годы эта информационная возможность спасла тысячи жизней и улучшила результаты лечения.
Потом, когда я стал руководителем лечебного учреждения, пейджеры были не нужны, нужны были телефоны. Но удобство данного вида связи, возможно, привело к тому, что все сами очень быстро приобрели различные мобильные телефоны, выбрали себе тарифы, которые могли позволить. Я настолько счастлив с различными средствами связи, что с ужасом думаю о том, чтобы, не дай бог, их не было или что по какой-то причине эфир будет молчать. Нет, наоборот, я ни о чем не жалею, мне очень нравится возможность быть мобильным. Что значит мобильным? Быть доступным для своих коллег, пациентов, для членов семьи и друзей. И я также рад, что я могу с каждым из них связаться в любое время.